Легенда пятой республики
Citroen 2CV

26 июня 2015 г.

История легендарного "утёнка"

Citroen 2CV можно по праву назвать одним из культовых автомобилей двадцатого столетия, столь же популярный и культовый как VW Beetle и Mini. Кто бы мог подумать, что этот маленький «гадкий утёнок» станет по истине мировой легендой!!!

 

А история этой легенды началась в далёком 1936 фактически параллельно с другой мировой легендой VW Beetle.

 

Техническое задание проекта T.P.V. («tout petite voiture» то есть «совсем маленький автомобиль») весьма оригинально озвучил тогдашний ситроеновский шеф Пьер Буланже: «Сделайте мне конструкцию простую и выносливую, такой зонтик на четырёх колёсах… или вернее, четыре колеса под зонтиком, и чтобы можно было проехать с корзинкой яиц по свежевспаханному полю, ни одно из яиц не расколов!»

 

Вобщем мусью был большой оригинал!!!

 

Но из этой казалось бы шуточной формулировки сразу становилось понятно, для кого создавалась будущая легенда – жителям сельской местности, с плохими дорогами и неразвитой инфраструктурой.

 

В этом и заключается одно из самых главных отличий Citroen 2 CV от немецкой легенды VW Betle.

 

Вообще, эти две машины, несмотря на существенные различия, имели определённое сходство, и надо признать, что французская концепция, как показало время, оказалась прогрессивней!

 

Обе были задуманы фактически в одно и то же время как простые и утилитарные транспортные средства для широких масс, которые позволят сесть за руль обычному среднестатистическому гражданину.

 

Только у немцев это были городские рабочие, а у французов жители пригорода.

 

Даже в дизайне этих машин есть схожие черты: полукруглые колёсные арки и капот, покатая линия крыши, круглые фары и т.д. Что касается конструктивных особенностей то французы и здесь перещеголяли экономных и расчётливых немцев.

 

На этапе проектирования ситроеновские инженеры, стремясь максимально упростить и удешевить конструкцию хотели даже отказаться от системы электрического зажигания!

 

Планировалось что запуск мотора будет осуществляться как на лодках, с помощью троса. На коленвал насаживался особый шкив, на который в свою очередь наматывался прочный шнурок, потянув за который можно было завести автомобиль.

 

Но слава Богу кто- то из инженеров додумался провести испытания тросового привода на девушках из заводоуправления.

 

В ходе этих испытаний обнаружилась весьма неприятная особенность, оказалось что завести «утёнка» не сломав себе ногти девушкам не получается! И галантные ситроеновские инженеры решили всё таки поставить нормальную систему зажигания.

 

Таким образом к 1939 году было готово порядка 250 прототипов, дебют новинки планировался на осеннем парижском автосалоне, но грянула война и французские инженеры по соображениям безопасности уничтожили все ходовые модели, оставив пару прототипов один из которых спрятали на заброшенной ферме, а другой замаскировали под заводской развозной фургончик.

 

И как ни странно, но именно интенсивная эксплуатация этого заводского фургончика в годы немецкой оккупации позволила выявить на ранней стадии слабые места конструкции и внести соответствующие изменения.

 

Так например было решено отказаться от водяной системы охлаждения двигателя.

 

Также были внесены изменения в независимую подвеску, введены динамические гасители колебаний.

 

Дебют новинки состоялся с опозданием на девять лет и прошёл весьма неоднозначно, на первых закрытых показах для дилеров, «утёнка» освистали, половина дилеров была уверена, что подобное уродство никогда не будет продаваться.

 

Но автосалон всё расставил на свои места, публика валом валила на ситроеновский стенд чтобы взглянуть на новинку, стоимость которой была почти на четверть ниже чем у новинки Renault 4CV.

 

Всего за сорок два года было, выпущено 6 905 105 автомобилей Citroen 2 CV включая различные модификации. Окончательно выпускать «утёнка» прекратили лишь в 1990 году.