Борт
НОМЕР ОДИН

07 ИЮНЯ 2015 г.

Back in USSR

 

 

В 1959 году на Горьковском автомобильном заводе, началась история легендарной «Чайки».

 

Но вскоре после начала производства ГАЗ 13 «Чайка», конструкторам КЭО (Конструкторско -Экспериментальный Отдел) ГАЗ была поставлена задача приступить к разработке модели следующего поколения, которая через несколько лет должна была сменить ГАЗ 13 на конвейере.

 

На этапе эскизного проектирования было несколько вариантов экстерьера, наиболее перспективным из которых  был проект инженера по художественному – конструированию Льва Еремеева, имевшего на тот момент опыт создания экстерьера ГАЗ-21 ГАЗ-13 и ЗИЛ – 111.

 

Отличительной чертой предложенного Еремеевым фейс – лифтинга были модные в то время четыре круглые фары.

 

По его эскизам в экспериментальном цехе был изготовлен ходовой макет модернизированной «Чайки» получивший обозначение ГАЗ-13М.

 

Однако вскоре этот проект стал жертвой политических интриг правительства Хрущёва и выпуск «Чаек» на ГАЗе был приостановлен.

 

Всё изменилось с приходом к власти дорогого Леонида Ильича Брежнева, который как известно был заядлым автомобилистом.

 

И таким образом к 1965 году было принято два стратегических решения вдохнувших в «Чайку» новую жизнь: первое - возобновить выпуск ГАЗ -13, второе – приступить к разработке полностью нового легкового автомобиля представительского класса.

 

Однако все усилия конструкторов ГАЗа на тот момент были сосредоточены на подготовке серийного производства новой «Волги» ГАЗ-24.

 

Поэтому первый прототип будущей «Чайки» ГАЗ-14 построили по упрощённой схеме: кузов спроектированный Еремеевым установили на готовое шасси ГАЗ-13.

 

Таким образом, к 1967 году был готов ходовой макет, в котором частично угадывались черты будущей «Чайки» ГАЗ – 14.

 

Но техническая генетика ГАЗ-13, не позволяла сделать машину по-настоящему красивой и гармоничной, автомобиль получался слишком узким, коротким, и с высоким капотом. 

 

Напрашивалось увеличение длины колесной базы, ширины колеи, и снижение высоты двигателя.

 

Поэтому спустя некоторое время проект был признан неудачным.

 

Полномасштабные работы над новой «Чайкой» начались в 1969 году, когда завод закончил подготовительные работы по основным модификациям ГАЗ-24.

 

Ведущим конструктором модели был назначен Владимир Никитич Носаков, один из самых активных участников разработки ГАЗ-24.

 

Дизайн-проект нового кузова предложил Станислав Волков, автоматической коробкой передач занимался Леопольд Кальмансон.

 

В итоговом варианте у автомобиля удлинили на 20 см колёсную базу и расширили на 5 см колею, изменили компоновку моторного отсека, максимально понизив капот.

 

Двигатель при неизменном рабочем объеме оснастили двумя карбюраторами и гидравлическими компенсаторами зазоров клапанов, увеличив при этом мощность с 195 до 220 л.с.

 

Теперь автоматическая коробка передач управлялась не кнопками на приборной панели, а современным селектором на полу.

 

Новшествами стали первая в истории ГАЗа бесшкворневая передняя подвеска и дисковые передние тормоза с двумя суппортами на каждое колесо.

 

Ходовая часть ГАЗ-14 была настроена на максимальную плавность хода и в то же время на обеспечение безопасности движения на высокой скорости.

 

Даже большие мягкие 15-дюймовые радиальные шины эффективно амортизировали неровности дороги.

 

Принципиальная схема силовой структуры не изменилась - у ГАЗ-14, как и у ГАЗ-13, основой является Х-образная рама с центральным лонжероном в пределах колесной базы и расходящимися вилкой лонжеронами спереди и сзади.

 

В кузове за передними сиденьями ниже линии окон есть перегородка, увязывающая правую и левую центральные стойки.

 

Такая же стояла у ЗИМа ГАЗ-12, а у «Чайки» ГАЗ-13 ее не было. Салон сохранил обычное для советских представительских машин трехрядное расположение сидений.

 

Базовая комплектация «Чайки» второго поколения включала устройства, достойные автомобиля начала XXI века.

 

Если электрические стеклоподъемники всех дверей внедрили еще на ГАЗ-13, а электроприводом выдвижения антенны могла похвастать даже «Волга» ГАЗ-24, то кондиционер в базовой комплектации, появившийся на новой «Чайке», можно считать новинкой для ГАЗа.

 

Еще одним необычным для 70-х решением на ГАЗ-14 стал центральный замок дверей.

 

Специально для «Чайки» рижский радиозавод VEF освоил стереофоническую магнитолу высокого класса.

 

Подобно лимузинам ЗИЛ, в салоне новой «Чайки» появились два отопителя - один для передних, второй для задних сидений.

 

На переднем бампере был установлен струйный омыватель фар - у предсерийных машин его форсунки встраивали в выступающие корпуса, а в серийном варианте жиклеры разместили на поверхности бампера.

 

В общей сложности электропакет ГАЗ-14 включал 17 моторов электроприводов.

 

Однако чтобы сделать рентабельными смежные производства, поставлявшие комплектующие к «Чайке», конструкторы ГАЗа решили приспособить ряд деталей от ГАЗ-14 к новым моделям «Волги».

 

Например, контрольные приборы и передние сиденья «Чайки» внедрили на ГАЗ-3102  а потом на ГАЗ-24-10 и ГАЗ-31029.

 

Вся первая половина 70-х ушла на постройку, доработку и испытания нескольких серий прототипов ГАЗ-14.

 

В декабре 1976 года был изготовлен первый серийный автомобиль - его окрасили в вишневый цвет и подарили Л.И.Брежневу на 70-летний юбилей.

 

В следующем 1977-м, в честь 60-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции горьковчане развернули серийный выпуск новой «Чайки».

 

С этого момента машины окрашивали только в черный цвет. Для обивки салона использовали натуральную ткань и пластик двух основных цветов - бежевого или темно-зеленого.

 

В 80-х незначительно модернизированный вариант получил индекс ГАЗ-14-02.

 

На базе ГАЗ-14 в штучном количестве ГАЗ строил парадные кабриолеты ГАЗ-14-05 светло-серого цвета, с упрощенной обивкой сидений, без каркаса тента.

 

На РАФе тоже штучно изготавливали универсал скорой медицинской помощи ГАЗ-РАФ-3920.

 

Тираж обеих «кузовных» модификаций остался ничтожным в сравнении с объемами выпуска базовых «Чаек».

 

Эти машины поставляли в  гаражи, обслуживавшие министерства, обкомы и горкомы КПСС, военных командующих, руководителей силовых ведомств.

 

ГАЗ-14 использовали также для встречи иностранных гостей, а также в коммерческих целях - по путевкам Трансагентства на свадьбах.

 

В отличие от производства лимузинов ЗИЛ, выпуск «Чайки» окупал себя.

 

Завод запланировал модернизацию ГАЗ-14. Новый вариант отличался дисковыми тормозами задних колес, ради которых пришлось изменить колесные диски, рестайлингом передней облицовки и другими деталями. Машине присвоили индекс по новому ГОСТу ГАЗ-4106.

 

Но в 1988 году правительство Горбачёва в рамках «борьбы с привилегиями» поставило на легендарной «Чайке» крест.

 

Выпуск «Чайки» не просто остановили - завод вынудили уничтожить всю производственно-технологическую оснастку.

 

В 90-х Конструкторский совет завода рассматривал возможность возобновления производства «Чайки», но из-за необходимости восстановления утраченного оборудования эту идею сочли нерентабельной.

 

И только передняя подвеска типа ГАЗ-14 была возрождена на микроавтобусе «Соболь».

 

Так бесславно закончилась история одного из самых знаменитых советских автомобилей - гордости советского автомпрома!!!

 

 

Технические характеристики:

Число мест                                       7
Габаритные размеры, мм               6114 х 2020 х 1580
Колесная база, мм                          3450
Двигатель бензиновый, карбюраторный, V-образный, верхнеклапанный
Рабочий объем                                5526
Мощность                                        220 л.с. при 4200 об/мин
Снаряженная масса                       2590 кг
Максимальная скорость                175 км/ч
Расход топлива                              17,5 л/100 км

 

Рисунок Александра ДимитрОва